ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком: четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
• дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
• учебная деятельность подчиняется правилам игры;
• учебный материал используется в качестве ее средства;
• в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игра - школа человеческих отношений. В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна.
В учебном процессе применяются различные модификации игр.
Операционные игры.
Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций. Например, методики написания сочинения, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игра этого типа проводится в условиях, имитирующих реальные.
Исполнение ролей.
В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель – пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».
        «Деловой театр»
В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в определенной обстановке. Здесь ученик должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения.
Основная задача метода инсценировки – научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность.
Непременным условием успешности учителя является владение современными методами и приемами. Их применение определяет уровень преподавания и повышает эффективность урока.
Урок – главная составная часть образовательного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной степени сосредоточивается на уроке. В мастерской каждого учителя существует большое количество разнообразных приемов и средств, позволяющих поддерживать высокий уровень преподавания. Время вносит свои коррективы в образовательный процесс, поэтому арсенал методических средств каждого педагога постоянно пополняется. Непременным условием успешности учителя владение современными технологиями и внедрение их свою практику. На уроках русского языка в 5 классе использую дидактические сказки.
Задача дидактической сказки – помочь учителю при помощи ярких образов объяснить трудное правило. События, происходящие в дидактической сказке, помогают уяснить суть правила.
«На корабликах» (цель: отработка умений составлять словосочетания, а также отличать от грамматической основы).
«Проделки волшебника Барбарона» (цель: отработка умения различать на слух похожие по звучанию глаголы и существительные).
«Инопланетянин Пунктир» (цель: отработка умения составлять текст с дополнениями), «Слова замаскировались» (цель: отработка умения правильно находить корень слова, приставки, суффиксы, окончания).
«Птенцы выпали из гнезда» (цель: закрепление нового материала, отработка умений правильно находить корень слова, подбирать однокоренные слова, отличать друг от друга похожие корни, развивать навыки систематизации).
Раздаточный материал – вырезанные из бумаги гнезда и небольшие птички, на которых написаны слова.
Игра начинается с того, что учитель показывает детям письмо из дремучего леса от птицы-царицы, которое принес утром почтальон. Письмо в большом конверте.
Ой, ребятушки! Наши помощники! Как на лес наш дремучий налетел ураган ужасный. Это чудо- юдо летело, огнем дышало, ветры нагоняло. Как деревья-то все закачались, до земли согнулись. Как птичьи гнезда накренились, покачнулись - все птенчики из гнездышек родных и повыпали. Помогите! Посадите в родные гнезда птенчиков!
Птица - царица
Учитель поясняет, что в русском языке об однокоренных словах говорят, что они составляют гнезда. И наши птенчики – это не обычные птенчики, а однокоренные слова, которые надо рассадить по родным гнездам.
Ребята сидят в группах по 4-6 человек. Каждая группа получает раздаточный материал. Главное – чтобы задание было правильно выполнено. Группу, которая лучше всех справилась с заданием, учитель награждает. Это могут быть «волшебные перья птицы-царицы», они помогают получать пятерки. Призом могут быть открытки с изображением птиц.
Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.



Copyright MyCorp © 2016 - 2017