Развитие творческих способностей ребенка

Современное общество развивается благодаря появлению новых идей. Но как воспитать человека, чтобы он смог решать нестандартные жизненные задачи, преодолеть стереотипы? Ведь важно не только какими знаниями владеет ребенок, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, находить выходы из различных ситуаций, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.
К сожалению, часто взрослые требуют от ребенка быстрого выполнения задания, не давая возможности подумать и поэкспериментировать. При этом ребенок обычно старается вспомнить знакомый ему вариант решения или слепо копирует действия взрослого. Ни о какой творческой личности в этом случае не может быть и речи. Но надо понять, что ЛИЧНОСТЬ – она и в год ЛИЧНОСТЬ, думает постоянно, на каждом шагу решая глобальные для своего возраста проблемы, ежеминутно сталкиваясь с противоречиями и необъяснимыми законами природы. Вот тут-то и нужно помочь ей в познании мира.
Большую роль в этом играет общение.
У детей в ходе общения увеличивается сосредоточенность, количество ориентировочно-исследовательских действий, возрастает количество высказываний.
Очень большую роль играет одобрение, похвала взрослого. Было установлено, что сразу после одобрения взрослого дети демонстрировали всё более смелый и широкий поиск, данной им проблемы.
Яркость преподнесения материала, привлекательность, шутка, игровой характер, использование стихов, песен – всё это привлекает детей, способствует повышению мыслительной деятельности, любознательности, воображения и, в конечном счете, формирует творческое отношение ребенка к решению своих проблем.
Я познакомлю Вас с некоторыми методами, при помощи которых Вы сможете повысить мысли-тельную деятельность своего ребенка. Эти методы не требуют каких-либо особых затрат, Вы можете их использовать во время прихода домой из детского сада, на прогулках с ребенком или отвести 30 минут или час после ужина, перед сном. Нужно только захотеть, а время найдется…
Каждое общение с детьми – проблемы, поиски, цепочки вопросов: «Как?», «Откуда?», «За-чем?», «Для чего?», «Чем можно заменить?», «Чем хорош?», «Чем плох?», «Чем полезен?», «Чем неудобен?», «Что делать?», «Где можно использовать?», «Как быть, если…?»
Взрослый не должен раскрывать истину, он должен учить её находить.
Например, ребенок задал вопрос. Вы спрашиваете, а что он сам об этом думает. Предлагаете порассуждать. И наводящими вопросами подводите к тому, что он сам находит ответ.
А если ребенок не задает вопроса, но Вы хотите дать ему определенные знания? Тогда сами задайте вопрос, поставьте в ситуацию, чтобы он повторил исторический путь познания и преобразования вещества или объекта, или предмета.
Как? Например, Вы хотите дать ребенку знания о свойствах дерева. Начинаем с вопроса: «Что было бы, если бы на земле не было лесов, деревьев?» Пусть ребенок предложит варианты своих суждений.
Далее вопрос: «Чем же полезно дерево?» Опять спектр ответов, в которых повторяются, но вместе с тем появляются и новые свойства и качества дерева.
Продолжаем цепочку вопросов: «Но если дерево так полезно, если из него можно сделать много разных вещей, зачем человек учился добывать металл, изобрел пластмассу? Какие свойства дерева не нравились человеку? Чем дерево было неудобно? Зачем люди выращивают леса, парки? Чем могут отличаться деревья? Какие качества дерева использует человек, когда делает посуду? Мебель? Игрушки? Почему в деревянном доме жить удобнее, чем в каменном? Какие интересные предметы из дерева ты видел? Где может пригодиться стружка? Опилки? И так далее.
Затем опыты с деревом: тонет или не тонет, горит или не горит, окрашивается или нет, нагревается или нет, пропускает воду или нет и др.
Это, во-первых. Во-вторых, в Ваших силах постоянно открывать перед ребенком «тайну двойного» во всем: в каждом предмете, каждом веществе, явлении, событии, факте.
«Тайна двойного» – это наличие противоречия в объекте, когда что-то в нем хорошо, я что-то плохо, что-то полезно, а что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.
Например, СОЛНЦЕ – это хорошо, потому что греет, светит, радует… Но СОЛНЦЕ это и плохо, потому что сушит, жжет, испепеляет… А РОЗА?...



                                                                                                                                хорошо                               плохо

Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, тайну двойного.
Противоречия живут вокруг нас. Например, один говорит: «Надо поесть – будешь сытым». Другой возражает: «Не надо есть будет тяжело, поправишься». Один говорит: «Драться плохо – сделаешь больно». Другой возражает: «Дерись – ты защищаешь слабого, младшего товарища. Вы можете спросить ребенка, а какие противоречия он ещё знает или встречал?
От противоречий нельзя уйти, их надо решать или разрешать. Давайте будем учить детей разрешать противоречия. Например, как перенести воду в решете?
Формулируем противоречие: вода должна быть в решете, чтобы её перенести и воды не должно быть, так как в решете её не перенести – вытечет.
Разрешаем противоречие, изменив агрегатное состояние вещества: вода будет в решете в измененном виде (лед) и её не будет, т.к. лед это не вода. Решение: переносим воду в виде льда.
Эти задачи вокруг нас – все вокруг нас это решенные в разные времена разными людьми задачи и ребенок самостоятельно повторит путь изобретения.
Игры на каждый день: «Чем может быть», «Превратим в …» – игры на функционально-стоимостный анализ. На языке дошкольника: что может делать, чем может служить, для кого будет чем. Например, чем может быть листок, точка, палочка, грибок… любой предмет. Помимо многообразия функций предмета, ребенок освоит азы воображения. А ВООБРАЖЕНИЕ по высказыванию А. Эйнштейна, важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником эволюции.
«Чем связаны?», «Чем похожи?», «Что общего?» – игры на системный анализ. Любые вещи, на первый взгляд, казалось далекие друг от друга по внешним и функциональным свойствам, могут иметь что-то общее, если установить между ними какую-нибудь связь (временную, пространственную, звуковую, причинную и т.д.). Что общего у капельки и кузнечика? Чем похожи звездочки и обложка?





Полезны для разминки перед поисковым мышлением задачи-шутки: «Какие камни не встретишь в море?»(сухие), «На какое дерево сядет ворона во время проливного дождя?»(на мокрое), «Сколько яблок выросло на 5 грушах, если на каждой груше выросло по одному яблоку?»(ни одного - на грушах яблоки не растут)
Чудеса прогулок. Используйте приемы фантазирования: оживление, изменение законов при-роды, увеличение, уменьшение и т.д.
Наблюдаем за «живыми» облаками: куда они плывут, какие вести несут, почему тают, о чем мечтают, о чем расскажут, что нам покажут.   
Оживим ветер: кто его мама, кто его друзья, какой бывает характер у ветра, о чем спорит ветер с солнцем.
Применим также прием эмпатии – пусть ребенок представит себя на месте наблюдаемого: а что, если ты превратился в кустик, о чем мечтаешь, кого боишься, с кем бы ты подружился, о чем шепчутся твои листочки…
А ещё чудеса прогулок в придумывании загадок, в рисовании палочкой по песку, по снегу, мокрыми подошвами по сухому. Что получилось? Почему?





Можно предложить детям увидеть разноцветный снег или дождь, если, конечно, смотреть через разноцветные стеклышки.
Выкладывание узоров из камушков, веточек, веревки, ведь из неё можно выложить цветок, дом, огонь…
Вечер. Время сказок. Со сказкой тоже можно работать нетрадиционно. Не просто прочитать, а перепутать сюжеты и героев, а ребенку предложить «выпутаться» из сложившейся ситуации.
Изменить характер героя – как пойдет дальше сказка сказываться? Ввести нового героя в знакомую сказку, что изменится в сюжете? Нарочно переврать сказку – пусть ребенок восстановит её сюжет. Попробуйте, но необходима Ваша искренность в общении с ребенком, ваша заинтересованность, тогда и ребенок пойдет Вам на встречу, и с удовольствием будет сочинять сказку вместе с Вами.
Вечером наблюдаем за тайнами теней и превращений: в кого превращаются лужи и сугробы, кусты или постройки? Это своеобразное общение с живой и неживой природой поможет Вашим детям видеть тайны изменений и превращений.
И сделают они самостоятельный вывод, что все, что вокруг нас, движется, изменяется, на что-то или на кого-то похоже.
Эти ежедневные открытия раскрепостят детей, сделают мышление более развитым, гибким и речь более эмоциональной, образной, богатой.
Несколько рекомендаций по стилю общения с ребенком:
*Выслушать ребенка необходимо до конца и не перебивать его;
*Давать отрицательных оценок нельзя – закрепощает. Ребенок фантазирует, а не сдает экзамен, где требуется четкий, правильный ответ.
*В оценке нужно говорить только положительное. И при этом лучше говорить не «правильно», а «интересно, необычно, хорошо, любопытно…»
*Такие беседы должны быть как бы импровизацией, взрослый идет за логикой ребенка, подчиняясь ей, а, не навязывая своего мнения.
Пусть ребенок учится возражать, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.
Впереди у малыша целая жизнь, со всеми её трудностями, задачами, проблемами, и чем раньше дети научатся решать их, пусть пока только на своем уровне, чем увереннее они будут чувствовать себя в окружающем мире, тем спокойнее за них будем мы взрослые.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Педагог-психолог Плаксина И.Е.




























Copyright MyCorp © 2016 - 2024