Родительское собрание «Школа, семья и психическое здоровье учащихся»
Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Это находит отражение в пословицах, поговорках, афоризмах, народной мудрости: «Здоровье не всё, но всё без здоровья ничто»
«Тысячу вещей нужны здоровому человеку и только одно больному – здоровье»
Попробуем дать определение здоровью ребенка.
1. Здоровье ребенка - это прежде всего оптимальный уровень достигнутого развития – физического, психического и личностного, его соответствие хронологическому возрасту.
Важно отметить, что все составляющие здоровья взаимосвязаны и нарушения в одном из компонентов приводит к возникновению нарушений в другом.
И, наконец, наш главный вопрос — как защитить наших детей от стрессов, как укрепить их психологическое здоровье?
Предлагаем вам небольшую памятку
«Как сохранить психическое здоровье ребенка» (раздает тексты).
* уметь активно слушать и понимать переживания и потребности ребенка;
*стремиться разрешать возникающие конфликты с ребенком без угроз и наказаний, доверять его пониманию и делиться своими чувствами, которые возникли из-за конфликта, объяснять их;
* поддерживать успехи ребенка;
* исключать непоследовательные требования и пустые угрозы, выражение недовольства ребенком;
* исключать нереальные родительские ожидания по отношению к ребенку.
Родители должны знать и понимать психологию детства. Только сами родители способны изменить свою позицию по отношению к ребенку.
* Эта позиция означает быть не столько ответственным за ребенка, сколько быть ответственным перед ребенком.
* Это значит обращаться с ребенком не как с недоразвитым взрослым, а как с тем,”кто меньше тебя, но так же велик как ты”.
Это важнейший принцип охраны психического здоровья ребенка.
Памятка «Как сохранить психическое здоровье ребенка»
• Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
• Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.
• Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
• Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».
• Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
• Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
• Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
• Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку.