Методические рекомендации учителям, осуществляющим индивидуальное обучение детей с особыми образовательными потребностями, психологов и социальных педагогов
Советы учителям общеобразовательных школ для успешной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребностиОбщие правила общения с людьми с особыми потребностями:
- когда вы разговариваете с человеком или ребенком с особыми образовательными потребностями (ООП), обращайтесь непосредственно к нему, а не к личности, которая ее сопровождает, родителей или сурдопереводчика;
- при знакомстве вполне естественно пожать руку человеку с инвалидностью – даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, могут пожать руку – правую или левую, что допустимо;
- когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и всех, кто с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя;
- предлагая помощь, подождите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если не поняли, не стесняйтесь – переспросите;
- обращайтесь к детям с особыми образовательными потребностями по имени, а к подросткам – как к взрослым;
- опираться или виснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или виснуть на ее владельцу. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует, в том числе и ребенка. Это нужно обязательно объяснить другим детям;
- разговаривая с человеком, который испытывает трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока она сама закончит фразу. Не исправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь перепи-тировать, если вы не поняли собеседника;
- когда вы говорите с человеком, который пользуется у которой была коляской или костылями, старайтесь расположиться так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не придется запрокидывать голову;
- чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашіть ей рукой или дотроньтесь до плеча. Смотрите ей прямо в глаза и говорите четко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет и вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы вам ничего не мешало и ничто не закрывало вас;
- не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом...?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.
А еще очень важно научиться правильно изъясняться о детях с особыми образовательными потребностями. Например, вместо фразы «Этот ученик не может ходить» лучше сказать так: «Этот ученик пользуется ходунком и креслом-коляской».
Ниже рассмотрим примеры замены некорректных речевых оборотов.
Ярлыки, которые нельзя использовать | Более корректные выражения |
Люди с физическими или умственными недостатками | Люди, которые имеют особые потребности |
Умственно отсталые | Люди с задержкой умственного развития |
Он отсталый | У него трудности когнитивного характера |
Мой ученик страдает аутизмом | У моего ученика аутизм |
Она – даун, монголоид | У нее синдром Дауна |
Он не способен учиться | У него трудности с обучением |
Он – паралитик | У него паралич |
Она – калека | У нее нарушение опорно-двигательного аппарата |
Он – карлик (или лилипут) | Он – невысокого роста / он невысокий |
У нее эмоциональные расстройства | У нее нарушения эмоционального характера |
Он прикован к креслу-коляске | Он пользуется креслом-коляской |
Нормальные и/или здоровые дети | Типичные дети / дети без нарушений в развитии |
Он учится в специальном образовательном учреждении | Он получает услуги специального образования / дополнительные услуги |
Стоянка для автомобилей инвалидов, туалет для инвалидов и т. др. | Доступна стоянка, туалет и т. п. |
У нее проблема с... | У нее есть потребность в... |
Учитель общеобразовательного учебного заведения должен овладеть необходимыми знаниями и навыками:
- Ознакомиться с анамнезом, иметь представление об основных видах нарушений психофизического развития ребенка.
- Изучить состояние внимания, утомляемости, темп работы каждого ребенка.
- Учитывать состояние слуха, зрения, особенности моторики и общего физического развития ученика. Быть хорошо ознакомленным с приборами, которые используют его ученики с нарушениями зрения и слуха, проверять пригодность слуховых аппаратов, следить за чистотой очков. Научиться определять, оценивать и создавать учебную среду для детей с рез-ными потребностями. Понять важность целенаправленного привлечения к работе с детьми членов семьи, установление с ними партнерских отношений. Изучать главные принципы и стратегии коллективной командной работы.
- Научиться наблюдать за детьми и оценивать их развитие во время занятий.
- Заканчивать занятия, когда дети устали или стали невнимательны.
- Научиться адаптировать учебные планы, методики, материалы и среду до специфических потребностей детей.
- Создавать оптимальные условия для общения, способствовать налаживанию дружеских отношений между детьми и формированию коллектива.
- Формировать у детей опыт налаживания и поддержания отношений в социуме, навыков адаптации к социальной среде.
- С уважением относиться к детям и родителям.
Методические рекомендации психологам и социальным педагогам, которые осуществляют сопровождение обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Роль психологов, дефектологов, социальных педагогов школПомочь учителю общеобразовательной школы:
• Давать объективную характеристику ребенку с особыми потребностями, ознакомиться с ее личным делом, медицинскими и психолого-педагогическими картами.
• Совместно составлять календарно-тематический и индивидуальный планы, готовиться к занятиям.
• Внести изменения в программы по общеобразовательным предметам и осуществить их корректировку:
- вводить пропедевтичні разделы с целью подготовки детей к восприятию материала;
Для детей с нарушениями зрения провести занятия по ориентировки в пространстве и развитию мобильности.
Для детей с нарушениями слуха – по развитию остаточного слуха и устной речи.
Для детей с умственной отсталостью – с социально-бытовой ориентации.
• Быть (временно) присутствовать на уроках с целью лучшего удовлетворения специфических потребностей детей.
• Предоставить учителю общеобразовательной школы методические рекомендации относительно изготовления и использования наглядности и дидактического материала с целью активизации сохраненных анализаторов.
• Научить учителя использовать для коррекции и компенсации недостатков развития детей специальные технические средства обучения:
- звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного использования (при обучении детей с недостатками слуха);
- лупы, очки, монокуляры, бинокуляры (для детей с нарушениями зрения);
- статистические экранные пособия (схемы, рисунки, чертежи) с целью активизации восприятия детьми учебного материала;
- компьютерные технологии для эффективного развития речи, навыков чтения, письма, математики, психолого-педагогического тестирования ребенка в начале обучения и в конце года.
• Проводить мониторинг развития ребенка.
• Сотрудничать с родителями, учителями, специалистами во время оценивания ребенка.
• Прогнозировать дальнейший путь обучения ученика.
Следовательно, успех инклюзивного или интегрированного обучения зависит от грамотно организованного психолого-педагогического сопровождения учащихся с особыми потребностями со стороны как специальной, так и общеобразовательной школы. Кроме этого, каждый член педагогического коллектива должен с уважением относиться к коллегам, которые будут работать в таких классах (группах), в случае необходимости поддержать их и оказать помощь, вдумчиво и упорно работать для реализации общей цели.
Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что дети с проблемами в развитии еще в дошкольном возрасте начинают понимать свою непохожесть со сверстниками без нарушений в развитии. Поэтому в учебном заведении необходимо создавать соответствующие условия для формирования у детей с особыми образовательными потребностями самостоятельности, уверенности, мобильности, ведь все дети являются ценными и активными членами общества.
Основные направления коррекционной работы по развитию речи
Работу по развитию речи для детей следует проводить в таких направлениях::
• формирование навыков правильного звукопроизношения;
• развитие фонематичних процессов, звуко-буквенного анализа и синтеза;
• обогащение и уточнение словарного запаса;
• развитие внимания к морфологическому составу слов и словоизменения в словосочетаниях;
• работа над грамматической структурой предложения, воспитание умения правильно составлять простые распространенные предложения, употреблять разные грамматические конструкции в связной речи;
• развитие диалогической и связной речи;
• предотвращение нарушений письменной речи;
• коррекционная работа по преодолению нарушений письменной речи;
• логоритмика.
С детьми, имеющими сложные речевые недостатки, кроме упомянутых обязательных разделов работы, проводят групповые и индивидуальные занятия, основной задачей которых является преодоление речевого нарушения за специальными логопедическими методиками. их направленность определяется тематикой:
• развитие слуховой памяти и осознанного восприятия речи;
• развитие моторики артикуляционного аппарата (с помощью статических и динамических артикуляционных упражнений);
• формирование направленной струи воздуха, дифференцированного дыхания;
• постановка правильного произношения и дифференциации звуков согласно индивидуальным планам, формирование четкой артикуляции гласных и гласных звуков;
• усвоение слов различной звуковой и слоговой сложности;
• анализ звукового состава слова (анализ звуковых сочетаний; выделение гласного звука в начале, в конце слова; анализ и синтез состава).